Категория "История культуры"

  1. Традиционные виды хозяйственной деятельности

    Понятие “культура” охватывает как духовные, так и материальные ценности, выработанные народом на протяжении его истории. К духовной культуре принадлежат достижение в отрасли науки, искусства, литературы, философии, морали, образования и тому подобное.

    Материальная культура охватывает все материальные ценности, созданные народом. Временами нельзя провести четкой границы между духовными и материальными ценностями: скажем, книги, картины, скульптура или ювелирные изделия – это в то же время достопримечательности и материальной, и духовной культуры, потому часто они рассматриваются во взаимосвязи.

    Учитывая многоплановость и неисчерпаемость темы, целесообразно остановиться лишь на некоторых общих аспектах украинской материальной культуры, начиная с хозяйственной деятельности, поскольку она была той почвой, на которой формировались основные виды материальной культуры украинцев. Описание материальной культуры народа должно отображать ее особенности в таких аспектах:

    вся статья...
  2. Выдающиеся представители Итальянского Ренессанса

    Солнце Ренессанса взошло над Италией в ХV ст. Не была тогда Италия единственной страной. Складывалась она из небольших герцогств и республик, которые враждовали между собой. Обладатель каждого государства хотел прославления и охотно принимал при своем дворе артистов, музыкантов, певцов, поэтов, художников. Передовой итальянской республикой в отрасли искусств, философии и естественных наук, была на то время Флоренция, которой правила династия шерстяников и банкиров, - Медичи. Экономический взлет Флоренции остался в прошлом, но именно теперь, в ХV ст., пышно расцвело ее искусство, она переживала Ренессанс, - по словам Ф. Энгельса, “наибольший прогрессивный переворот из всех, что их знало человечество”. Ренессанс возродил интерес к человеку, оправдал ее плоть, что в средневековье считалась “вместилищем греха”. Возродил он и интерес к античной философии, в частности идеализму Платона. Античные статуи и монументальные росписи стали образцом для художников. Ренессанс являл собой пышные плоды того экономического взлета, который происходил в ХИИИ-ХИv ст. То же не удивительно, что на его волне возвысились большие художники, настоящие титаны, - Леонардо к Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти.

    вся статья...
  3. Обновление методов и направления развиттия исскуства. Модернизм как художественный метод.

    Модернизм возник в конце XIX — в начале XX века. Идеологическое обоснование ему дал символизм. Очевидно, что модернизм — это учение о модерн как стиле в искусстве и литературе. Слово модерн (modern) означает модерный, новейший, современный. Появление его не было случайным. Стоит отметить, что в философии начала XX века стали преобладать пессимизм, иррационализм и индивидуализм. Традиции художественной культуры, построенные на классических образцах реализма, когда действие происходит в определенное время, в конкретном месте, а сюжет произведения является стержнем, вокруг которого вращаются все герои и события, были разрушены.

    Новый взгляд на мир, как всегда, установили ученые. В этот раз это были философы и психологи. Да, французский философ, преподаватель университета А. Бергсон, доказывал, что человек может постичь природу явлений, «жизненный порыв», если обратится не к уму, а к интуиции. То есть для понимания особенностей художественного творчества и познания большее значение малая интуиция, а не интеллект.

    вся статья...
  4. Обновление методов и направлений в искусстве. Скульптура, музыка, театр, кинематограф, архитектура.

    Скульптура — это вид изобразительного искусства. Изобразительный язык скульптуры предусматривает необходимость ощущения трехизмеримой, то есть объемной формы и умения этой трехизмерностью оперировать — изображать именно с помощью объема — необходимые качества натуры Культурный феномен в скульптуре способен существовать лишь во взаимодействиях и дежурствах объемного и плоского, заполненного и пустого.

    В русской скульптуре было заметным сильное влияние импрессионизма. Представителями этого направления были известные скульпторы П. Трубецкой и А. Голубкина. Наиболее значительным и ярким произведением того периода у П. Трубецкого была скульптура — памятник Александру III в Санкт-Петербурге.

    Для творчества А. Голубкиной характерным было обобщенно символическое изображение фигуры в двигательных. На это время приходится и начало творческого пути крупного у будущем скульптора С. Коненкова. В противовес импрессионистам его произведения отличаются монументальностью, подчеркнутой скупостью обработки материала. С. Коненкова привлекали сюжеты из древнегреческой и славянской мифологии, русского фольклорного быта. Позже скульптор стал создавать монументальные композиции и скульптурные портреты своих современников.

    вся статья...
  5. Культура Киевской Руси

    Период раннего средневековья для Центральной и Восточной Европы — это время формирования больших славянских объединений, зарождения и утверждения славянских государств, формирования славянских языков и национальных культур.

    Уже в V—VI ст. на территории современной Украины сформировались два больших славянских объединения — составив и анты. Относительно последних, то еще в конце XIX ст. М. Грушевский выразил гипотезу, согласно которой срок «анты» являются тогдашним названием украинцев.

    Основой экономики племен антов было пахотное земледелие с соответствующим набором реманента: сохи, плуги с железными наконечниками, серпы и каменные жернова, для изготовления муки. Рядом с земледелием существовало животноводство в форме стада селенья. Археологи находят также и ремесленные мастерские — железные, кузнечные, Гончарни-Господарский продвижение способствовало изменениям в социальной структуре тогдашнего общества, и обусловил зарождение государственной структуры и формирование первых политических объединений, хотя и не достаточно совершенных.

    вся статья...
  6. Культура первобытного времени, ее развитие

    Культура каждого человеческого сообщества отражает определенную степень развития материальных, духовных и общественных достижений, которые создают соответствующую почву для человека, его образа жизни и мышления. Первобытное общество в историческом развитии охватывает огромный период - от появления человека до возникновения первых цивилизаций. В течение этого времени СФОР-мувався физический тип современного человека, которая, приспособившись к климату, создала простейшие жилья и орудия труда, начала созидания духовных ценностей, произвела первоначальные формы организации общества и правила взаимоотношений между ее членами.

    Первобытная эпоха присуща всем без исключения формам человеческого сообщества.Конечно, каждой из них присущ свой исторический путь развития, однако целесообразно исходить из того, что первоначальная история общества, его культура имеют обобщающий характер. Объединяя воедино все первобытное общество, культура выступает как общечеловеческое достижение, а вся человеческая общность - как носитель этой культуры.

    вся статья...
  7. Выдающиеся представители Итальянского Ренессанса

    Солнце Ренессанса взошло над Италией в ХV ст. Не была тогда Италия единственной страной. Состояла она из небольших герцогств и республик, которые враждовали мижд собой. Обладатель каждого государства хотел прославления и охотно принимал при всоему дворе артистов, музыкантов, певцов, поэтов, художников. Самой передовой итальянской республикой в отрасли искусств, философии и естественных наук была на то время Флоренция, которой правила династия шерстяников и банкиров, - Медичи. Экономический взлет Флоренции остался в прошлом, но именно теперь, в ХV ст., пышно расцвело ее искусство, ввона переживала Ренессанс, - по словам Ф. Энгельса, "наибольший прогрессивный переворот из всех, что их знало человечество". Ренессанс возродил интерес к человеку, оправдал ее плоть, что в средневековье считалась "вместилищем греха". Возродил он и интерес к античной философии, в частности идеализму Платона. Античные статуи и монументальные росписи стали образцом для художников. Ренессанс представлял собой пышные плоды того экономического подъема, которое происходило в XIII-XIV вв. Поэтому не удивительно, что на его волне вознеслись великие художники, настоящие титаны - Леонардо до Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти.

    вся статья...
  8. Категории "возвышенное", "героическое", "низкое"

    К общим категорий эстетики принадлежит категория возвышенного, которое имеет давнюю историю и по-разному толкуется эстетической наукой. Возвышенное рассматривается и как самостоятельная эстетическая категория, имеет специфический эстетическое содержание, и как изменение категории прекрасное. В свою очередь, модификацией возвышенного есть категория героическое, а ее противоположностью - категория низкое. Именно поэтому рассматривать эти категории следует только в системе других эстетических категорий, причем понимая их диалектическая взаимосвязь и взаемоперехид. Стоит сразу заметить: если категории возвышенного и низкого имеют самую широкую сферу проявления, так как характеризуют эстетическое качество явлений природы, общества и искусства, то героическое отражает лишь способ человеческой деятельности, а потому связано только со сферами общества и искусства. Вот почему мы склонны толковать героическое как модификацию категории возвышенное и рассматривать ее в ряду возвышенное - героическое - низкое.

    вся статья...
  9. Искусство Возрождения

    На рубеже XIV - XV ст. Такой поворот предопределялся всем комплексом культурно-исторического развивке : развитием товарного производства, торговли, а вместе с ними и городской культуры, образования, науки и тому подобное. В определенной степени искусство Возрождения испытало влияние византийской культуры, с одной стороны, и готической - из второго. Новая культура начала развиваться в тех итальянских городах, которые были посредниками в торговле и контактах между Востоком и Западом, между Византией и Западной Европой. К тому же Италия никогда не теряла окончательно античные традиции римской культуры. Возрождение. Через Италию византийская образованность попала в Европу. Париже начал действовать университет, одна из ячеек европейской науки и философии. Именно здесь развернул свою деятельность итальянский монах-доминиканец Фома Аквинский, который соединил христианское учение из аристотелизмом, соединив тем же сверхъестественное и земное (реальное), веру и ум. Новая теологическая мысль утверждала автономное существование человека и земной жизни, признавала органическое их единство со сверхъестественным. Следовательно, стали возможными по тому близкие к действительности изображения природы, человека и его окружения. Следует отметить, что итальянских мастеров конца XIII ст. Римской империи, античное искусство вообще. Но их использование, копирование было невозможным, поскольку идейное содержание тех изображений принципиально не укладывалось в тот, который принимался и господствовал. Лишь новое философское мышление, которое соединило душу с телом, пробудило интерес к внутреннему миру человека и формам ее телесного выражения, постепенными попытками сумело соединить глубокую психологически христианского искусства с выразительностью и художественным совершенством изображения человека. Этот процесс длится и поныне. Ученые выделяют в нем несколько характерных периодов: период проторенесансу, в котором выделяется соответственно искусство второй половины XIII ст. В самом Ренессансе очерчивается три периода: раннее возрождение (кватроченте) первой половины XV ст. Ренессанс (XVI ст. Новые художественные идеи чувствительнее всего начали проявляться во фресковых рисунках. Во второй половине XIII ст. Рим жил богатой художественной жизнью, отстраивались или перестраивались храмы, упорядочивались их интерьеры, прежде всего с помощью фресковой живописи. Именно здесь, в Риме, работали такие мастера, как Пьетро Каваллини, Якобо Торрити, Чимабуэ, Филиппо Русути, творчество которых отмечалась новаторскими элементами. На рубеже XIII-XIV вв. Данте Алигьери - этот последний поэт средневековья и вместе первый певец новой эпохи. Ученые считают, что на творчестве Данте ощутимо сказалась французская поэзия трубадуров, так же, как она произвела значительное влияние и на Петрарку, получивший образование во Франции и несколько лет провел при неаполитанском дворе, захваченном французском Анжуйская династия. Не меньшей мере отразилась поэзия трубадуров и на творчестве Боккаччо. Наиболее известными мастерами последнего периода проторенесансу были Джотто и Дуччо. Джотто, несомненно, признается самой значительной фигурой, которая отошла от средневековой недвижимости и воскресила пространственное восприятие эллинистического искусства. Новая его концепция строится на двух главных художественных принципах - перспективной передаче трехмерного пространства и на объемной трактовке пластичной фигуры. Джотто впервые создал живописную систему, которая основывается на взаимодействии частей в произведении (это побуждает к "живописному" мышлению), он дал современникам удивительно ясную и четкую монументальную форму, пластичность которой создается цветом. Искусство раннего Возрождения представлено несколькими художественными школами: флорентийской - Мазаччо, Донателло, Брунеллески; венецианской - Джованни Беллини; умбрийською - Пьеро делла Франческа. Почвой основной тенденции развития перспективы и трехмерного, рельефного изображения человеческого тела было то, что живопись, скульптура и архитектура стали самостоятельными искусствами, отделившись от архитектуры, с которой раньше представляли единое целое. Появление станкового, то есть самостоятельной живописи связывают с распространением традиции иметь дома алтар-складень. Высокий Ренессанс значительно углубил и психологизировал отображение человека. Достичь этого художникам удавалось за счет освоения перспективы, свитотини и богатств колорита. Большого значения мастера предоставляли изучению анатомии человека, без знания которого считалось невозможным добиться успеха в живописи или скульптуре. И главное, сами художники, а также современники, что их окружали, были значительными и творческими личностями. Общий гуманистический характер эпохи Возрождения не мог не позвать к жизни высокий пафос в изображении человека. Именно гуманистический взгляд на человека в сочетании с высоким мастерством делали произведения художников этой эпохи (Ботичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Браманте, Джорджоне, Тициан, Палладио) непревзойденной казной мировой культуры. Деятели Возрождения, отстаивая права человека на свободу, на само проявление, чаще за все чувствовали ненадежность и шаткость изолированного человеческого существования. Именно такое положение гипертрофированной индивидуальности, которая не имеет внешней опоры, сверхличных регулирующих принципов, вело к признанию возможности разнообразного виденья и отображения действительности, то есть к появлению личной манеры творца. Маньеризмом (от итал. Возрождение. Из итальянских маньеристов можно назвать П. Тибальд, Б. Челлини, Б. Амманати, Дж. Вазари; из испанских - Ель Греко; из нидерландских - Брейгеля Старшего, Иеронима Босха. Для всех этих художников характерная экзальтация и возвышенность, совершенство и тонкое мастерство. Эта эпоха занимает почти все XVI ст. В итальянском искусстве после 1520 г. Первая, пыталась сохранить в неприкосновенности гармонический идеал Высокого Возрождения, все больше склонялась к формальному классицизму, который не владел предыдущим содержанием. Вторая, наоборот, характеризуется глубокой творческой обработкой новой действительности, благодаря чему рождается искусство, сохраняет и углубляет гуманистическую сущность классического идеала, который приобретает большую драматичности, напряжения, трагической противоречивости. Это линия Микеланджело, Тициана, Караваджо, за которыми просматривается начало барокко. Сутки Возрождения не исчерпывается возрождением античных традиций, наивысшими достижениями искусства лица. С ней пришел общий общественный переворот, а в сфере художественной деятельности - настоящая революция. Художники решительно разорвали связи с ремесленными цехами, где получали профессию, и период ознаменовался окончательным отделением искусства от ремесла, стал началом профессиональной специализации в искусстве, хоть самим художникам Возрождения отнюдь не упрекнешь в профессиональной ограниченности. Своеобразие, самобытность художника отражала величие личности каждого из них, одновременно как общность их общего высокого звучания, единство традиции, преемственности и новаторства стали основой классического развития живописи как вида искусства эпохи Возрождения. Активизация художественной практики, а следовательно, и ее сопровождающему-теории позвала к жизни принципиально новое явление в искусстве - появление профессионального художественно-теоретического образования : в 1585 г. Каррачи организовали первую Академию искусств в Болонье. Это была уже в полном понимании слова высшая школа, пишет известный искусствовед-исследователь Б. Виппер. Здесь специалисты (философы, медики, поэты) читали лекции по эстетике, анатомии, литературе. Здесь врач Ланцони на мертвых телах объяснял физиологичное строение человека, а один из братьев-организаторов школы Агостиньо читал лекции по перспективе и теории теней, вел графический класс. Двое других братьев руководили мастерскими создания фигур. Академия имела коллекцию слепков, гравюр и медалей, время от времени организовывала конкурсы на лучшие работы с выдачей премий победителям. Художника, таким образом, стали готовить не через учебу работе с материалом - полотном, красками, кистью, а через проникновение в теорию, в понимание своеобразия предмета искусства, учили художественному методу. Теоретическое образование дало толчок существенному развитию самобытности, профессиональной самостоятельности мастера и, соответственно, разнообразности искусства. Оно навсегда потеряло анонимность, стало исключительно авторским. В течение XVI - XVII ст. Социальная эмансипация художника осуществлялась и благодаря светскому меценатству - художников приглашали к двору, их услугами пользовались господа, короли, вельможи. Правда, все это не исключало зависимость художника, особенно от вкусов заказчиков. Но если принять во внимание, что их вкусы формировались под воздействием работ тех же художников, то идет речь скорее о взаимной зависимости. В этот период сформировалась практика проведения художественных выставок, сначала как исключительных событий, а впоследствии как системы. Со второй половины XVII в. Парижской академии, а с начала XVIII в. Лувра. Тогда же появилась и систематическая критика выставок в периодических изданиях. Итак, эпоха Возрождения принципиально изменила положение искусства и художника в обществе. Искусство приблизилось к науке, политике, социальной философии. Всевозрастающие роль надстройки, прежде всего ее светских форм, способствовала единству духовной жизни общества. Искусство стало настоящим движителем процесса создания определенного общественного идеала, который, в свою очередь, существенно влиял на всю систему формотворчих элементов искусства.

    вся статья...
  10. Эстетическое сознание и эстетическое чувство

    Эстетическая деятельность общественного субъекта, который развивался на протяжении значительного исторического периода, создает определенный комплекс чувств, представлений, взглядов, идей, которые мы называем эстетическим сознанием. Эта своеобразная абстракция является прежде особым духовным образованием, характеризует эстетическое отношение человека или общества к действительности. Эстетическое сознание - продукт значительного исторического развития общества, она существует как форма общественного сознания, воспроизводящего уровень эстетического освоения мира. Эстетическое сознание общества, как и отдельной личности, формируется только на основе эстетической практики в ее разнообразных формах, о которых шла речь в предыдущем разделе. Многогранность эстетической практики общества или лица порождает и соответствующую многогранность эстетического сознания, структура которой достаточно сложна. В определенной степени она является детищем, а следовательно, подобием главных исторических факторов ее создания. Рассмотрим наиболее существенные элементы эстетического сознания, а именно: эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал и эстетическую теорию. Что касается искусства, которое существует и как форма эстетической деятельности, и как форма эстетического сознания, то о нем речь пойдет в отдельном разделе. Итак, остановимся на последовательной характеристике элементов эстетического сознания.

    вся статья...
  11. Предмет эстетики : история и теория

    Этапы подготовки и проведения публичного выступления

    Эстетика - наука о становлении чувственной культуры человека. Такое общее определение вытекает из органического единства двух своеобразных частей этой науки; какими является: 1) выявление диалектики самого процесса освоения, специфики эстетического как проявлению ценностного отношения человека к действительности; 2) художественная деятельность человека. Обе части хотя и тесно взаимоувязаны, однако относительно самостоятельные. В первой рассматриваются вопросы природы, специфики и творческого потенциала эстетического, категории эстетики - прекрасное, трагическое, комичное и тому подобное. Вторая часть охватывает художественную деятельность человека, структурное и функциональное ее своеобразие, природу художественного таланта, видовую, жанровую и стилевую самобытность искусства. Саму историю становления эстетики как предмета без преувеличения можно назвать процессом поиска адекватного соотношения между отмеченными частями. Своеобразную функцию "пластичного моста" при этом выполняли такие понятия, как прекрасное, совершенное, гармония, ценность, философия искусства. В течение многих веков эстетика выступала и как "наука о прекрасном", и как "наука о совершенном", и как "наука о законах развития искусства". Констатируя сложность определения предмета эстетики, следует прежде всего реконструировать историю проблемы, обратив особенное внимание на специфику терминологии.

    вся статья...
  12. Природа эстетических категорий

    Среди многих понятий, с помощью которых эстетика описывает свой предмет, особенное место занимают эстетические категории. Гармония и мера, прекрасное и уродливое, возвышенное и низкое, трагическое и комичное и тому подобное - это духовные модели эстетической практики общества, которая создает не только мир и богатство эстетических ценностей и потребностей, но и систему понятий и категорий, в которых закреплен опыт эстетического освоения мира человеком. В этих логических формах представлено все историческое достояние человеческой эстетической деятельности, то есть разновидности деятельности укрепившиеся в определенных формах мнения. Именно поэтому постигание содержания основных эстетических категорий, проникновения в закономерность существования эстетических явлений является важным заданием эстетической науки. В первую очередь заметим, что категории не являются какими-то неподвижными, неизменными сущностями. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, отображая определенные этапы в развитии человеческого познания. Следовательно, при изучении самих категорий следует придерживаться исторического подхода, рассматривать их в развитии, становлении, учитывая возникновение и происхождения, причины развития и изменения их содержания,

    вся статья...