Категория "Психология культуры"

  1. Идейное содержание Реформации и немецкого гуманизма

    Тенденции культурного развития, начатые эпохой Возрождения, нашли свое продолжение в XVII в. Одновременно возникли и другие социально-исторические факторы, которые существенно повлияли на всю систему культурной жизни Западной Европы.

    В значительной степени они обусловлены предыдущим историческим развитием, и все же это были новейшие тенденции общественного расцвета, которые положили начало формирования новых политических и экономических структур, новое понимание мира и человека, новую систему культурных ценностей.

    Новизна этих взглядов проявилась первоначально в Реформации.Реформация (в переводе с латинского - преобразование, исправление) - общепризнанное название широкого общественно-политического движения, которое в начале XVI в. охватил почти всю Европу. Направленный против католической церкви, он привел к образованию новой сущности церквей, так называемого протестантского направления.

    вся статья...
  2. Украинская икона византийского стиля (позднее средневековье, XIV - XV века)

    Катастрофа случилась неожиданно. Для такого большого государства, как Киевская Русь, существующая в ней династическая система передачи и разделения монархической власти не была отработана в деталях, не регламентировалась конституцией и выборными органами. Из-за того, что все деть больших князей киевских наследовали право на престол, постоянно возникали конфликты и противостояния. Действительно, малые княжества, управляемые князьями-родственниками, всегда имели какие-то претензии друг к другу, а более всего - к столице Киева. Более того, удельные князья готовы были вступать в союзы с чужаками, чтобы бороться родственников. Братья, дяди, племянники, которые управляли землями, враждовали между собой и этим подрывали единство государства. Наглядный пример "плохой овцы в стаде" подал один из таких князьков, Андрей Боголюбский, правивший далеко на Севере, в Суздале. Задумав войну против Киева, он 1169 пришел с войском, разграбил город, сжег в нем лучшие дома и решил перенести столицу государства аж в город Владимир-на-Клязьме. Восточные азиатские племена половцев, печенегов, хазар, татар, какие жилы преимущественно за счет грабежей, только и ожидали внутренней разрухи государства, чтобы нападать на ее околице, отбирая у людей их пожиток53. Такая трагическая ситуация мастерски описана в "Слове о полке Игореве " - известном эпически-драматическом произведении Украины XII век.

    вся статья...
  3. Категории "трагическое" и "комичное"

    Обратившись к человеку, к его моральных и социальных проблем, искусство стимулировало возникновение особого его вида - драмы в двух разновидностях: трагедии и комедии, с которыми связано становление еще двух эстетических категорий - трагического и комического.

    Аристотель, анализируя сущность поэтического познания человеческого мира, к которому относит и драму, определяет его значимость. Поэзия для него, - философичниша и серьезнее истории, ибо говорит больше об общем, тогда как история - лишь о единичное. Именно это свойство связывала драму, например, с тем, что она не просто воспроизводит реальные события жизни, истории или человеческих поступков, но и исследует, ищет их причины. Развитие драматического связан с познанием закономерностей и движущих сил человеческого поведения. Важнейшим достижением драматического искусства является выявление противоречия как движущей силы человеческой истории.

    вся статья...
  4. Принцип антиномичности построения и анализу художественного образа. Художественная условность

    Учение о антиномичнисть начатое древнегреческой философией. В своем терминологическом выражении означает противоречие в законе, то есть противоречие между двумя порознь направленными утверждениями, каждое из которых правомерно в рамках данной системы. Широко использовал антиномии в своих эстетических студиях И. Кант. Сознательно допуская некоторую условность в обращении к этому понятию, поскольку оно имеет собственный не только логический, но и исторический контекст развития философских знаний, все же считаем, что художественный образ как целостность и определенная система удерживает в себе разносторонность проявления противоречий в законе как аналог антиномий. Искусство из самой своей генетической основы не лишено своеобразных антиномий, а порой и парадоксов, даже в том, например, что оно полностью привьязувалось в функциональном отношении утилитарной сферы или же полностью исключалось из нее. Практический опыт искусства и его теоретические объяснения свидетельствуют, что отрыв любой из сторон от единого целого губительный для художественного творчества. В равной мере это касается и художественного образа, поскольку он является тем конечным воплощением, измерением и полем, на котором сходятся все полярности. Художественном образу антиномичнисть, по принятой нами терминологии, причем в разных ее аспектах, присущая том, что само же искусство по своей природе буквально соткана из конфликтности и противоречий. В этом с ним не может сравниться ни одно из общественных или природных явлений. Искусство и образ в нем - уникальная за своим богатством признаков система. Уникальная она и за своим потенциалом в движении к гармоничности, в частности в катарсистичному примирении раздвоения единства. Даже такие, казалось бы, непримиримые состояния человеческих чувств, как трагическое и смешное, соединяются между собой. Относительно примиримости и непримиримости, а также антиномий - настоящих и надуманных - нужное уточнение. Некоторые противопоставления и контрапункт в художественно-образной системе, казавшиеся недоступными для их своеобразного компромисса, гармонизации, со временем теряли остроту. Скорее это было данью духу полемики сторон. Даже традиционное противопоставление понятийности и образности мышления в искусстве нельзя принимать безоговорочно. Например, платоновские "апологии Сократа" не уступают эстетической стоимостью образцам художественной прозы - в них блестяще построенные диалоги, фабулы, конфликты мысли, ирония, характеры. Здесь присутствующий образ как Сократа, так и самого Платона с его трагической утопией идеального полиса. Понятие "аналитическое" и "синтетическое" искусство в действительности не взаимоисключают в построении художественного образа, как это нередко подавалось в теоретических разработках. Элементы синестезии (взаимопроникновение ощущений), которые тщательным образом осмысливались І. Франко в труде "Из секретов поэтического творчества", а также синтетизму - это только атрибутивные свойства искусства и образности в нем. Неоправданность альтернатив в постановке вопросов имеет место в ряде других аспектов искусства. Быть или не быть условности в искусстве? - ставят вопрос представители своеобразного "натурализма" нео. Не становятся ли произведениями искусства разные обиходу вещи, единственной дистанцией для которых по отношению к естественному существованию и логике вещей становится соответствующая компоновка скульптора или конструктора? Именно на этом настаивают Ів Танги, Гюнтер Юккер и другие художники-неоавангардисты. Каждая сторона антиномии, если это действительные полюса единого целого, в свою очередь, имеет собственное раздвоение. Схематизм и упрощение антиномизма, а тем более абсолютизация какой-то из сторон не должны рассматриваться в анализе художественного образа. В раздвоении единого целого - теоретическая обусловленность, а не констатация того, что художественный образ может делиться пополам или на доли. В нем - нераздельные объективное и субъективное; отдельное, единичное и общее; индивидуальное и типичное; чувственное и понятийное; рациональное и иррациональное; условное и безусловное (реальное); этническое и общечеловеческое. Типичное - проявление закономерного, наиболее достоверного, образцового, нормированного определенным образом для данной системы. Эти две названных стороны имеют свой смысл в искусстве не в противопоставлении, тем более взаимоисключающем, а во взаимообусловленности элементов целого. Действительность в ее индивидуальном бытии и конкретно-чувственной образности эстетически осмысливается и обобщается на основе не только объективно существующих законов уподобление, но и художественной типизации, вхождение искусства в общекультурный контекст. Типичное - не безличная. Если в научном познании наиболее общее и повторяющееся не вызывает сомнения относительно истинности умозаключения, то для искусства, несмотря признание вероятности идеи, типичности изображенного, не менее важной оказывается конкретность, вернее "присутствие" конкретно-непосредственного, о чем уже говорилось в предыдущем пункте. Даже если отсутствуют усредненный, психологически мотивированный человеческий тип поведения, очертание предмета, все равно в нем должно быть свое, характерное, что и составляет одну из привлекательных сил искусства. Но в связи с осложнением структуры и внутренней консистенции построения художественного образа, осложнением соотношение традиции и слома канонов в поиске новой неповторимости и типичности, изменением образа мировосприятия, новым эстетическим опытом т. д. меняется и само содержание соотношение между индивидуальным и типовым в искусстве (художественном образе .

    вся статья...
  5. Основные художественные направления Нового времени

    Барокко - художественное направление, которое сложилось в Италии в 80-90-ые годы XVI ст. Родоначальниками его считают Тициана, а еще больше Караваджо. В начале XVII ст. Рубенс, впоследствии один из самых выдающихся представителей барокко. Фигурой, которая соединила время Возрождения из барокко, был гениальный Микеланджело. Чем отличается стилистика барокко от ренессансной? Прежде всего нарастанием драматизма и даже трагизма мировосприятия. Для барокко характерна особая композиция, где детализация и орнаментация подчинены ансамблю. Усложненная драматургия художественного замысла равной степени свойственна и архитектуре (Дж. Л. Бернини), музыке (А. Вивальди), литературе (П. Кальдерон), декоративному искусству. Барокко - внутренне противоречивая течение, которое уже в начале XVII в. Первый связан с католической церковью и общим процессом Контрреформации в Европе. Кризис Возрождения и наступление Контрреформации обусловлены причинами социально-экономического, политического и культурного характера, были реакцией на возрождение католической церкви и феодального общества. С 1542 г. Жертвами ее стали такие выдающиеся деятели позднего Возрождения, как Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей, Джордано Бруно. Павел IV утвердил Индекс запрещенных книг, который значительно усилил цензуру католической церкви. Она, подчеркивая "духовный характер" своей миссии, продолжала оставаться опорой феодальных основ общества. В пределах официального барокко, особенно же в XVII ст. Барокко стало господствующим во всех католических странах Европы. Видя в нем идеальную способность искусства мощно влиять на эмоциональный мир человека, католическая церковь всячески способствовала распространению этого стиля и вне Европы, в частности в испанских колониях в Америке. Современные художники латиноамериканского континента видят в барокко истоки своего национального искусства (Д. Сикейрос, X. Ороско и др.).

    вся статья...
  6. Метод социалистического реализма : история и теория

    Социалистический реализм творческий метод, который сложился в начале XX ст. России новые условия, неизвестные к этому конфликты, драматические коллизии, а следовательно и нового героя и новую аудиторию. Возникла потребность не только в политическом, философском, но и художественном осмыслении процесса победы революции у России и путей построения социалистического общества. С позиций 90-х годов XX ст. СССР образовались самостоятельные государства, которые начали производить свои собственные концепции развития национальной культуры, необходимо осмыслить художественный опыт нескольких десятилетий общей для России, Украины и других государств художественной практики, которая проходила в пределах требований метода социалистического реализма

    вся статья...